Ката
Карате
Айкидо

Текки Шодан

Тэкки Сёдан – первое ката семейства "Текки". В переводе с японского обозначает "железный всадник". Отлично для тренировки стойки "киба-дачи". Является обязательной программой на светло-коричневый пояс (3-КЮ).

ТеккиШодан.jpg

Схема выполнения Текки Шодан

Ката серии тэкки, которые относят к ката уровня кю, характеризуются некоторыми общими чертами.
Траектория перемещения - это одна прямая линия, единственная стойка - киба-дати. Качество этой стойки очень важно, для хорошего исполнения ката она должна быть достаточно широкой и низкой. Еще одна особенность этого ката - частая смена направления защиты от воображаемых противников. Каждая смена направления должна быть четкой и акцентированной за счет поворота головы.
1. Смещение вправо с подниманием колена вверх.
2. Выход в стойку всадника с блоком тыльной стороной ладони - хайсю-укэ (это движение можно понимать и как удар).
3. Мае-эмпи-ути левым локтем по правой ладони.
4. Быстрый поворот головы влево, кулаки у правого бедра.
5. Гэдан-барай левой рукой.
6. И сразу каги-цуки.
7. Зашаг правой ногой спереди за левую, подъем левого колена.
8. Поворот головы вперед, приход к киба-дати с ути-укэ правой рукой.
9а. Через переходное положение дзёдан-нагаси-укэ левой рукой и гэдан-укэ правой рукой. Это двойной блок - защита одновременно от двух воображаемых противников (движение немного напоминает двойной блок в начале хэйан нидан).
9б. Ура-цуки левой рукой с одновременной защитой левой рукой от удара воображаемого противника на среднем уровне (рис. 22, 23а, 23б).
10. Поворот головы влево.
11а. Нами-аси (нами-гаэси).
11б. И сразу чудан-укэ с переходом в киба-дати. Нами-аси можно понимать как защиту от мае-гэри (рис. 11в).
12. Поворот головы вправо.
13а Нами-гаэси.
13б. Чудан-укэ.
14. С поворотом головы влево через переходное положение.
15. Моротэ-цуки (чудан-цуки левой рукой и каги-цуки правой рукой). Это движение можно понимать как защиту левой рукой (пуки укэ = чудан барай) с контрударом каги-цуки правой рукой. Киай (рис. 15).
16. Медленно блок тыльной стороной левой ладони. Далее движения ката повторяются в другую сторону (зеркально), начиная с пункта 2 и заканчивая пунктом 15.
Возвращение в исходное положение.
Примечание (для всех ката серии Текки!). Все положения должны быть устойчивыми, голова все время должна быть на одной высоте, подъем на носки не допускается (очень распространенная ошибка!). В движении перехода нога быстро подтягивается и ставится скрестно перед второй ногой, колено поверх колена. Из этого переходного положения возможен быстрый акцентированный переход в киба-дати. Идеал этого ката - быстрые движения и четкие переходы (рис. А, Б). При выполнении нами-гаэси неправильно переносить вес тела на вторую ногу. Нога, выполняющая движение, быстро поднимается подошвой вверх к противоположному бедру движением от колена (рис. В)